?

Log in

No account? Create an account
Ветер в голове

kalacheva


Дневник одной молодой особы


Previous Entry Share Next Entry
Давайте поговорим про художественное образование?
Ветер в голове
kalacheva

С завидной периодичностью меня спрашивают — какой ВУЗ я закончила и куда посоветую поступать. А еще — не поздно ли начинать в 23 года (30, 40 и далее с вариациями:)? Так что вот мой публичный ответ:)

Сначала я просто отвечу на вопрос. И, кстати, сразу прошу меня простить, если мой пост кому-то покажется пафосной речью или не дай Бог, "мемуарами профи", это просто мой опыт и мои выводы из него. Если бы я прочитала это послание сама, будучи студенткой, наверное, во-первых, я перестала бы метаться (какой же ВУЗ самый-самый?), а во-вторых грустно бы вздохнула (ничего нового, усердие и труд все перетрут) Но обо всем по порядку:)


Я закончила МПГУ им. Ленина художественно-графический факультет.
Я не советую этот ВУЗ, и не считаю его самым плохим местом для обучения рисованию. На протяжении всего времени, что я там училась, мне все время хотелось уйти и поступить куда-то еще. Мне казалось, что нас плохо учат, хотя сама я систематически и нещадно прогуливала часть занятий:) Нас не учили тому, что нужно современному художнику, и я думаю, современному педогогу тоже. Все знания были устаревшими. А даже относительно новые дисциплины (компьютерная графика), тем не менее, абсолютно не пригодились. Гораздо полезнее был бы тот же Фотошоп. Но нас учили, кажется, программе Paint.

бла-бла-блаCollapse )

Да, и не поздно ли начать сейчас? Я считаю, что поздно бывает наверное только в профессиональный спорт, а так, да, не поздно конечно. Никому, никогда и никуда.

Но, знаете что? Чтобы этот пост был таки полезным и информативным, то предлагаю тут рассказать художникам и о своем образовании в таком порядке:
1. Название вашего ВУЗа и общие впечатления о нем.
2. Считаете ли вы знания, полученные там, исчерпывающими и пригодными для дальнейшей работы?
3. Оглядываясь назад, изменили бы вы ход своего художественного образования? Поменяли бы что-то?



спасибо, очень вдохновляюще, даже не для художников :)

Пользователь lolf сослался на вашу запись в записи «Насущное» в контексте: [...] Калачевой в журнале разговаривают о художественном образовании. Все жизненно разложили, как есть :) [...]

Добрый день!
А в каком году вы поступали? такое ощущение что мы с вами на одном курсе учились или я на год позже ( я окончила в 2004)
Очень тепло вспоминаю Бориса Васильевича, он действительно один из немногих кто радел за учеников. И он очень - очень по доброму всегда всегда ко мне относился.
Хотела даже до отьезда с ним повидаться, но в институте мне сказали что он больше не работает, телефон я постеснялась спросить.
Слушайте, подскажите, он жив еще? Вы с ним обащаетесь?
Вообще МПГУ я тепло вспоминаю. По моему ощущению, туда шли те кто не мог поступить в Суриковское или в Строгановку а рисовать хотелось. Эдакая Суриковка для бедных. Было много много этой ужасной педагогики которую большинство, конечно, проспали кроме Гликмана, конечно (до сих пор помню эту фамилию ))) В школу шли только самые отчаянные.
Зато у нас была прекрасная кафедра по истории искусств. У меня подруга училась в МГУ на искусствоведа, когда я называла ей фамилии это были все те же преподаватели что и у них. Это, как бы, о многом говорит.
Ну и живопись и ДПИ были бы не плохими кабы они меньше пили ))
Да, была ужасная компьютерная графика, да, но а в каком российском вузе она была в то время хороша?! как впрочем и сейчас, как мне представляется)
По существу как-то так. Все это очень субьективно это было веселое студенческое время а плохое забывается.
Касаемо двух других вопросов.
2. Считаете ли вы знания, полученные там, исчерпывающими и пригодными для дальнейшей работы?

Да но, пожалуй, знания эти исходили в большей степени от однокурсников чем от преподавателей. За редким исключением.
3. Оглядываясь назад, изменили бы вы ход своего художественного образования? Поменяли бы что-то?
Да бросила бы после 3 курса и пошла бы работать.Потому что все это безусловно было весело и прикольно, но работа сделала из обьезьяны человека. =)
Я бы хотела сказать следующую вещь - на курс позже или на курс раньше, но мы еще учились в то время когда источником знаний был именно институт\ университет\ училище. Сейчас все таки все сильно изменилось. Сейчас чтобы учиться не нужно даже выходить из дома. Зашел на Ютьюб там полно любых уроков на любой вкус и все бесплатно и доступно парой кликов. Хочешь прослушать курс истории из Беркли - пожалуйста, главное знать язык. Особенно это актуально тем кто планирует изучать компьютерную графику. Достаточно просто не быть ленивым )

Здравствуйте!

Очень интересный пост, и крайне любопытные комментарии.
Стоит, правда, учесть, что сегодня ситуация очень сильно изменилась, по сравнению с тем временем, когда мы поступали. В основном из-за интернета, который, наконец, стал тем, что ему пророчили с конца 90-х. Стало легче найти среду общения, понять, что тебя интересует, какие знания понадобятся тебе лично от вуза или курсов. Более того, последние годы можно получить очень приличное худ. образование не выходя из дома - в онлайн школах вроде Animation Mentor.
Я учился на факультете архитектуры Хайфского политехнического института (Израиль), на ландшафтного архитектора. Обучение было крайне прикладным, и очень широким в плане кругозора. Почти никакого академического рисунка, но - основы визуальной подачи, рисование (зарисовки) пейзажей, эксперименты с материалами. Ну и конечно многое давала доброжелательная соревновательность в студии, желание поразить всех своей подачей, исследование возможностей оформления проектов - от туши и акварели до дигительных трехмерных моделей. У студентов было много свободы в плане составления программы. Знания не были исчерпывающими для дальнейшей работы, (в том числе потому, что я пожертвовал многими дополнительными профессиональными курсами ради курсов связанных с рисунком и скульптурой) но были более чем пригодными, более того, сейчас они прогождаются мне и как иллюстратору, и как комиксисту. Преподавали люди "с поля" - практикующие архитекторы, и немало выпускников (и я в их числе) получали предложение о работе прямо на защите.
Вобще, в том числе и по ответам дизайнеров и архитекторов в этой теме, можно увидеть, что если художников учат нарисовать один стул тысячей способов, то архитекторов и дизайнеров - одним выбранным способом изобразить тысячу стульев). Т.е. систематически пытаются научить, не как рисовать, но как думать о теме\предмете изображения. И если художников учат наблюдать и по-настоящему видеть окружающее, то дизайнеров - метамышлению в дизайне и архитектуре.
Поступая снова в те времена - ничего не стал-бы менять. Образование архитектора -прекрасная база, чтоб двигаться дальше в любом направлении, и одновременно профессия, которая прокормит в тяжелые времена). При этом я согласен, что сегодня образование художника не обязано быть академическим. Хорошее портфолио во много раз важнее диплома, а курсов и студий заточенных именно под практические навыки и создание портфолио стало очень много. И стало в гораздо проще найти источники вдохновения, обсудить чужие работы и показать свои.

Edited at 2013-05-25 01:53 pm (UTC)

я училась в Ульяновском государственном университете на кафедре художественного проектирования, дизайнер интерьеров.
у нас была очень сильная преподавательская группа.
потрясающие учителя, окончившие мархи, строгановку, репинку, муху
лично я считаю, что без академического образования сложно, это своего рода фундамент
пост прекрасный!)
спасибо!

Я пошла учиться в 32, и считаю, что учиться если этого хочется не поздно и в 90)) Было много разных МК , преподавателей на дому , курсов , т.д
Поступить в ВУЗ было не реально, и я пошла другой дорогой. Нашла такой интересный курс В Заочном народном университете искусств, попала к прекрасным преподавателям мастерская Елены Степуры , занятий конечно мало , но Елена в эти короткие 4 часа дает нам по максимум , а уж остальное сами, только своим трудом. Хотя конечно жаль, что раньше меня не осенило, что я хочу быть художником ))) Столько времени упущено(

Ры.Сы. Хочешь рисовать? Рисуй! Учись! Диплом это еще не показатель навыка (мое мнение)

1. МГОПУ им.Шолохова. В педвузах слишком много внимания уделяется общеобразовательным предметам (история россии, логика, математика, информатика и еще тонна всего отвлеченного) - это минус. Хотелось бы больше рисования и смежных предметов.
2. Учитывая, что в моем ВУЗе вечернее образование - знаниями довольна на все 100%. Он позволил мне днем работать дизайнером, а вечером рисовать в универе. В момент моего обучения работали такие художники, как Унковский (его книгами пользуются многие начинающие художники), Триселев, Сыров, Карамушко и многие-многие другие. Это очень хорошая база, а дальше действительно, как пишет Вероника нужно идти самому, слушать себя, смотреть других, много рисовать, экспериментировать и искать-искать-искать. Думаю, что база в виде обучения в худ ВУЗе очень нужна для посл.роста.
3. Что бы изменила? Я бы не стала сидеть 6 лет в художке. Я пошла туда в 24 не умея рисовать совсем и общий обучающий курс был 3 года + 1 год профилирующий (по желанию, для поступления в вуз). Я же застряла там подольше, т.к.мне оч.хотелось в питерскую Репинку. Но пока штудировала головы-черепа, поняла, что не мое и сменила курс. Решающим тогда был вопрос моего учителя: что ты хочешь потом, после окончания Репинки? кем ты себя видишь? ты уверена, что научившись гиперреалистично и с "закрытыми глазами" рисовать голову/фигуру, ты найдешь себя, как художника?
А в своем ВУЗе мне тогда не хватило смелости на пробы-эксперименты. Сейчас бы я более смело подошла бы к рисованию там. И нас педагоги к этому подталкивали, спрашивая: где ты в этой постановке? где твое видение? Но после художки слишком сильно желание срисовывать (рисовать максимально реалистично), а не искать какие-то решения и образ.

Вероника, спасибо за такой вдохновляющий рассказ! :)

Всем привет,вот через несколько дней поеду поступать в Иркутское худ. училище им Копылова,говорят сильное,до этого проучилась в художке лет 7 и у меня вопрос: Куда кроме препода ИЗО можно поступить после окончания факультета по живописи,да и вообще,возможно ли продолжать реализовать себя в творческом направлении и чтоб это было востребованно,не только на родине но и за границей(т.к грезю мечтами уехать за границу на пмж),чтобы,так сказать,не зря годы жизни потрачены были.Спасибо)

Рисовала с 5 лет. Сначала были изо студии,потом дхш,потом я передумала поступать в пед на худграф и почему то поступила в мосу на дизайн интерьера.это была моя самая страшная ошибка))) первые 2 года я туда просто не ходила. Ибо на втором курсе они рисовали обрубовки и давида,а я их нарисовала во 2 классе художки. На 5 курсе я его бросила и больше не рисовала.хотя очень хочу,но кажется уже не очень умею))

Совсем забыла написать,что к концу университета я умела делать кучу бесполезных вещей: делать изделия из кожи, плести габелены, делать витражи и батик и даже ковать железо. Но нас забыли научить самому дизайну. Когда мы задавали вопрос декану о том,как же мы будем делать дизайн?он отвечал :как как ,стены белые сделаете,тут занавески из батика,там стекло витражное,мебель из кожи габеленчик на стену.делов то. А графику нам давали от силы пол года.и что б стать дизайнером надо было отпахать еще года 2 на всяческих курсах ,а в идеале не в россии

А я училась в новоалтайском художественном училище... ощущения такие же:)

-компьютерной графики было мало
-рисовали много постановок, которые может и натренировали руку,но удовлетворения не принесли

Сейчас сижу и делаю более интересные работы для портфолио) Ну ничего, все-таки 4 года учебы прошли не зря... а то бы поступила на какого-нибудь бухгалтера и забросила рисование. А так у меня есть перспективы)

Если кто-то учится сейчас - начинайте делать портфолио с первого курса и учите фотошоп, не ждите конца учебы. Чудо не случится и вам просто так работу не предложат.

Здравствуйте! какая чудесная статья, спасибо)

1. Поступала в Иркутский государственный политехнический универ. На дизайн графический , и мучилась ужасно: с детства хотела быть именно художником, именно рисовать, писать, а не заниматься дизайном...После этого поехала в Хабаровск, в педагогический, на специальность изобразительное искусство(но в дипломе учитель ИЗО, поэтому много педагогики, методики и психолигии было)...ВООбщем, опять не то, качество преподавания рисунка и живописи низкое, да и часов на них мало было...Зато как учителей выпускают сильных...

В итоге у меня два диплома - дизайнера и учителя, оказалось все не то, не мое...Сейчас второй год работаю в художке, собираюсь уходить. На деле у меня в день примерно 3 часа преподавания, думала в остальное время буду рисовать. Но не получается, - куча времени уходит на другую школьную работу, подготовку к занятиям, оформление выставок и голова всегда занята только мыслями о школе...вообщем, о своем творчестве даже подумать не удается...

Да, оглядываясь назад, я бы все изменила: поступила бы именно на специальность художественную, живопись или графику.. ушла бы после 9 класса в училище.
Просто тогда слушала всех , мне все кричали, что художник денег не заработает, лучше выбирать специальность типа дизайна или хотя бы педагогики, чтоб стабильность была...Это все неправда. Совет абитуриентам: выбирайте то, что близко, только там вы сможете стать супер-профессионалами, а значит заработать деньги)) . Мне всегда говорили, что художники нищие. Это неправда.

Важно работать каждый день, тогда навыки растут, с каждым днем становишься все большим мастером. Мне нравятся фразы двух моих любимым преподавателей( кстати, учивших меня еще в художке):

"Работай каждый день не жалея себя и весь мир твой!", - это правда

"Пиши много, и тогда на каждую картину найдется покупатель", - и это тоже правда, у меня много покупают картин, особенно когда пишешь взахлеб, а когда перстаешь, и покупатели рассеваются...

Спасибо за статью огромное!) Очень ободряющая и как нельзя кстати для меня сейчас.
1. ВолгГАСУ ВИСТех, дизайн архитектурной среды. Мы были первым выпуском по этой специальности в институте, метфонда не было, многие преподаватели как таковые дебютировали именно у нас, хотя было и несколько весьма сильных специалистов. Было стойкое желание бросить учёбу, но доучилась-таки. Но вот наша группа была самой дружной среди последующих ДАС.
2. Рассматриваю полученные знания как базу, ибо поступила туда, можно сказать, случайно, не имея за плечами ни художки, ни изостудии. Многое пересматривалось и осознавалось заново уже после окончания учебы. Непосредственно по специальности проработала полгода, а потом ушла работать с полиграфией и сувениркой. Опыт, полученный во время работы очень важен, но без базы эффект гораздо ниже. И еще - в институте я не умела учиться и применять теорию на практике. Потом это умение уже пришло само).
3. Да, изменила бы - возможно, поменяла бы вуз, как советовали некоторые преподаватели. Ну и упросила бы-таки в детстве родителей отвести меня в художку, ибо без соответствующей подготовки было тяжко учиться.

Добрый день!
Интересный пост - почитала. Я тоже из тех "а может еще не позно". Художественного образования у меня нет. Я математик. Закончила Челябинский государственный Университет. Мне с детства родители говорили типа: "с художественным образованием будешь на заводах ВХОД - ВЫХОД писать. Профессию надо "солидную", "надежную", что бы и себя и семью прокормить." Так и сделала.. не знаю были ли родители правы, но сердцу не прикажешь. Рисовать хочется. Очень не хватает основательных знаний. Как раз той самой "старой школы". Я бы поучилась, но на очно возможности нет, действительно семью кормить надо. Да и на заочный -денег таких нет...

Я живу в Дрездене и от людей слышала, что со "старой школой" тут в худ. Вузах плохо. Много " креатива", а основам научить забывают.

все про меня))) только я сейчас во Франции, тут тоже готовят только современных художников. а я все думаю, а не поздно ли в 30...