?

Log in

No account? Create an account
Ветер в голове

kalacheva


Дневник одной молодой особы


Previous Entry Share Next Entry
Давайте поговорим про художественное образование?
Ветер в голове
kalacheva

С завидной периодичностью меня спрашивают — какой ВУЗ я закончила и куда посоветую поступать. А еще — не поздно ли начинать в 23 года (30, 40 и далее с вариациями:)? Так что вот мой публичный ответ:)

Сначала я просто отвечу на вопрос. И, кстати, сразу прошу меня простить, если мой пост кому-то покажется пафосной речью или не дай Бог, "мемуарами профи", это просто мой опыт и мои выводы из него. Если бы я прочитала это послание сама, будучи студенткой, наверное, во-первых, я перестала бы метаться (какой же ВУЗ самый-самый?), а во-вторых грустно бы вздохнула (ничего нового, усердие и труд все перетрут) Но обо всем по порядку:)


Я закончила МПГУ им. Ленина художественно-графический факультет.
Я не советую этот ВУЗ, и не считаю его самым плохим местом для обучения рисованию. На протяжении всего времени, что я там училась, мне все время хотелось уйти и поступить куда-то еще. Мне казалось, что нас плохо учат, хотя сама я систематически и нещадно прогуливала часть занятий:) Нас не учили тому, что нужно современному художнику, и я думаю, современному педогогу тоже. Все знания были устаревшими. А даже относительно новые дисциплины (компьютерная графика), тем не менее, абсолютно не пригодились. Гораздо полезнее был бы тот же Фотошоп. Но нас учили, кажется, программе Paint.

Но тем не менее, при желании, всегда найдется хотя бы один педагог, который будет вдохновлять своим примером. И даже один человек может настроить на нужный лад. Для меня этим человеком стал мой преподаватель по рисунку — Лушников Борис Васильевич. Б.В. говорил всегда тихо, нудно и долго. Хвалил больше не рисунки, а какие-то мои находки и мое усердие. В общем, по началу он мне казался больше забавным человеком.

Но однажды он отметил один из моих набросков галочкой и рассказал, чем он ему приглянулся. Потом стал отмечать портреты и в конце концов заметил во мне что-то там " такое". Меня это просто окрылило! Честно говоря, другие преподаватели на меня не производили особого впечатления, а вот Борис Василичу я показывала свои работы (и живописные тоже) все время. Просто приносила папки и мы их долго обсуждали в коридоре. Я продолжала к нему ездить даже после окончания ВУЗа.

После окончания худ-графа в моей папке лежала куча портретов наших натурщиц (гребчиха, плавчиха, парень Филипп и еще множество странных персонажей) Слово "портфолио" я узнала только когда вознамерилась устроиться художником в издательство. И сразу поняла, что никакого "портфолио" у меня нет. Работы мои посмотрели без явного удовольствия и вернули со словами — иди еще учись. И я была подавлена.
Я пробовала отдать работы на вернисаж на Крымском валу и мне сказали, что это дилетантство. Для интереса, работа была вот эта.
Откровенно говоря и работы-то такой не было — "художник". Поэтому я устроилась в смежную, как мне казалось, профессию. Дизайнер интерьера. Потом попробовала в полиграфию. Рисовала для сайтов, упаковок, открыток… Параллельно изучала Фотошоп, Иллюстратор, Автокад, Архикад и кучу всяких других уже никому давно не нужных программ)

И тоже, регулярно чувствовала: да, я знаю что такое тень-полутень-рефлекс; я в курсе как расположены цвета на цветовом круге; я знаю, что такое лессировки и люблю, когда под упругой кистью щетины звенит холст. Но все эти знания были где-то в параллели с тем, что нужно было делать на самом деле. И мне это очень не нравилось. Я приходила с работы домой и понимала, что сил на творчество уже нет. Это был самый сложный период.

Я к чему? К тому, что часто, если не всегда, учиться придется самим. Да, вы можете получить полезные знания в художественном ВУЗе. Вы отточите навыки, и приноровитесь без ошибок рисовать "реалистично". Лично мне без этих 5-ти лет было бы крайне сложно. Я считаю, что классическая школа нужна. И в принципе, наверное почти не важно где вы получите эти базовые знания. Но они должны быть.

У меня, я помню, что-то прямо переключилось. И забавно, что один из парней нашего общежития (закончивший марийское художественное училище, традиционно-сильное) мне сказал именно так. "Ты рисуй, и потом что-то переключится. Ты заметишь."


И вдруг поняла, что теперь я вижу. Я вижу ошибки перспективы, я вижу, что что-то не так. Я перестала смотреть на чью-то работу и думать, что она хороша, потому что "тут такое красивое синее небо". Что я вижу ее целиком. И скопируй хоть 100% такое же небо себе в работу, она не будет выстреливать так же. Мне не обязательно было спрашивать у педагога: "посмотрите пожалуйста, ну как?" (в надежде получить одобрение)
В общем, вдруг я поняла, что мыслительный и наблюдательный процесс он занимать должен очень большую дозу времени. Сотни сточенных карандашей, настроенный глазомер и испорченные листы и я сама себе позволила подняться на ступень выше. Я поняла, что есть вещи, которые хороши. Что я не стесняюсь больше их показывать. И случилось это примерно через 5 лет после окончания МПГУ. Кстати, именно в это время кто-то стал считать меня "заносчивой" и нескромной. Почему-то считается, что приличный художник не должен знать себе цену. Он обязан быть скромным и бедным. Но это ладно, я отвлеклась:)

Таким образом, даже отучившись в ВУЗе, вам снова придется учиться. Но это уже другой путь. Очень интересный и познавательный. И тут вам поможет исключительно ваша наблюдательность, терпение, смелость.


  • Посетите мастер-классы у тех людей, которые вас вдохновляют.

  • Попробуйте сделать копии того, что вам нравится.

  • Не бойтесь пробовать и ошибаться. Выкидывать листы и начинать заново.

  • Будьте с собой честны.

  • Не стесняйтесь рисовать на улице, не стесняйтесь рисовать в метро.

  • Просто отдайтесь этому процессу и постоянно подпитывайте свое вдохновение. Журналами, сайтами, живым общением, посещением выставок. У каждого - что-то свое.

Да, и не поздно ли начать сейчас? Я считаю, что поздно бывает наверное только в профессиональный спорт, а так, да, не поздно конечно. Никому, никогда и никуда.

Но, знаете что? Чтобы этот пост был таки полезным и информативным, то предлагаю тут рассказать художникам и о своем образовании в таком порядке:
1. Название вашего ВУЗа и общие впечатления о нем.
2. Считаете ли вы знания, полученные там, исчерпывающими и пригодными для дальнейшей работы?
3. Оглядываясь назад, изменили бы вы ход своего художественного образования? Поменяли бы что-то?



  • 1
Ох, прямо по теме. Сегодня с моим преподом ещё из художки спорили о художественном образовании...
1. МАХУ пам 1905.
2. Я не работаю (ну в смысле не получаю за это деньги) художником. Я работаю преподавателем ИЗО в изостудии. ДЛя этого да, образование исчерпывающее. Ужасно, когда преподаватель ИЗО идёт от методики и педагогики... Мы идём всё-таки от рисования, и я считаю, что это хорошо. Но мне кажется, что в том, что я не могу работать (опять-таки за деньги) творчески, есть вклад моего образования. Меня немного покорёжили, чтобы научить рисовать маслом на холсте пафосные "советской школы" композиции с фигурами. Вот если сейчас подумать - то в принципе, зачем и кому это сейчас надо? Куча старых художников не может это продать и ничего другого не умеет...
3. Поменяла бы ВСЁ! Вообще бы не пошла в наше училище. Не, ну тусоваться было круто... И есть два-три преподавателя,которых вспоминаю с теплотой... Сейчас я не понимаю, где были мои глаза и голова, когда я туда поступала. Там для самых бестолковых на стенах висят дипломные работы. Вот что мне мешало остановиться и задать себе вопрос: нравится ли мне хоть одна из них? вот чтобы остановиться,ахнуть и сказать: "Блин, я хочу рисовать так же!" В итоге меня перед поступлением ломали, чтобы я поступила. потом ломали в училище (оказывается, предыдущий препод ломал не в том направлении). И с тех пор я по кирпичикам пытаюсь восстановиться...

Не соглашусь насчёт целесообразности классического художественного образования. У нас оно так построено, что там КПД где-то процентов пять... Если человеку больше 30 лет, то в институт идти не имеет смысла (хотя в СХ без института не возьмут, конечно). Пять лет драить гипсовые головы и натурщиц в беретках. Потом лет пять-десять пытаться забыть, чему тебя научили и искать себя... Можно и не успеть.
Но рисовать нужно! Не юному человеку я бы посоветовала рисовать каждый день. И найти Мастера - художника, творчество которого очень-очень нравится, и попроситься к нему в ученики...
Кстати, у нас в рисовальном сообществе http://kagdiy-den.livejournal.com/profile Есть несколько человек, которые никогда не учились рисовать. ОДна девушка уехала за границу, и тут её "накрыло". Нашей художественной школы там нет, поэтому она берёт курсы в местном универе - то истории искусства, то портрета. то обнажёнки, то граффити, то каллиграфии... И я вижу, как она на глазах растёт. Сейчас там уже уровень приличного института, но нет нашей тоски... У нас бы она ещё горшочки штриховала...

"Если человеку больше 30 лет, то в институт идти не имеет смысла (хотя в СХ без института не возьмут, конечно). Пять лет драить гипсовые головы и натурщиц в беретках. Потом лет пять-десять пытаться забыть, чему тебя научили и искать себя... Можно и не успеть"

Тоже очень соглашусь.

хихи, Юлька, наша любимая телега.

Давай и тут захоливарим :)
Я тут записалась на курсы в Полиграф и хожу довольная как стадо слонов :) Гештальты надо завершать :)

кажется я не все слова знаю ;)
А чем ты занимаешься на курсах? Только не говори, что учишься писать акварелью.

пока ничем. Они с сентября начнутся :) А я пока радуюсь :)
Ты про гештальт в этом контексте? Ну типа если человек всю жизнь ноет, что у него не было розовых бантиков/щенка/мотоцикла/возможности учиться в Полиграфе - ну и обеспечь себе это удовольствие, хотя бы в демо-версии :)

а какие будут предметы? Так тебе получается придется в Москву постоянно ездить?
Кажется зря мы тут это стали обсуждать, напиши лучше в мыльницу!

  • 1